Перейти к содержанию

Ненасильственное сопротивление при облавах

Инструкция подойдёт призывникам во время осеннего и весеннего призыва, и для тех, кто находится в запасе во время усиления мероприятий по мобилизации.

Когда мы говорим о «ненасильственном сопротивлении» в борьбе за свои права, мы имеем в виду тактики, поведение, шаги, которые дополняют бюрократический диалог с государством в условиях произвола. С одной стороны, это поведение из позиции достоинства и уверенности в том, что у вас есть право не воевать, а ваша собственная жизнь — ценна. С другой, из понимания, что представители государства в случае призыва одним днём — не ваши друзья, и слов об их неправоте недостаточно. Нужны активные действия, которые дополнят по защите своих прав.

«Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.», — статья 45 Конституции РФ.

Из воинской части бороться сложней, поэтому важно делать всё на предыдущих этапах, чтобы туда не попасть.

Действия по правовой защите На сборном пункте

Не применять насилие

Нельзя кусаться, царапаться, драться, иначе могут вменить применение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК.

Скрыться и не впускать

Под конец призыва или когда становится известно об облавах, призывники могут «самоизолироваться», не открывать дверь, если придут, и не попадаться на хитрости по выманиванию их из дома. Вот что поможет оставаться более незаметным в месте «самоизоляции» и усложнит работу оперативников, если их подключат к облавам.

Завести «полевой» телефон

Это отдельный телефон с отдельной SIM-картой, которая зарегистрирована на кого-то другого. В «полевой» телефон нельзя вставлять свою основную SIM-карту, а новую SIM-карту — в старый смартфон. У операторов сотовой связи ваш номер телефона хранится в связке с IMEI — уникальным идентификационным номером смартфона. Можно полностью перейти на «полевой» телефон до конца призыва, а можно использовать его только дома.

Не жить по прописке

Это первый адрес, куда за вами придут.

Не пользоваться метро

По возможности. Именно там призывников помогает ловить система распознавания лиц.

Скрывать лицо

Если бываете в общественных местах, носить капюшон, очки. Закрывать лицо — не противоправно. Вы не скрываете преступление, а защищаетесь от произвола.

Пользоваться наличными

Каждый раз, когда вы оплачиваете что-то карточкой, вы выдаете свое местоположение государству.

Избегать сервисов в российской юрисдикции

Это, например, Mail.ru, VK, Yandex, Авито. Такие сервисы обязаны хранить ваши данные и передавать их силовикам по запросу. Если нет возможности перестать ими пользоваться и удалить аккаунты, заходите только через VPN. Если сервис не работает с включенным VPN, то используйте VPN с российским IP. Создайте анонимный аккаунт не на ваше имя, не привязывайте номер телефона, зарегистрированный на ваши паспортные данные и вашу карточку. Еcли сервис требует привязать номер телефона, то можно использовать одноразовые виртуальные номера.

Избегать такси, шерингов и доставок

Они сохраняют ваши адреса и маршруты передвижений. Сотрудничают с полицией. Если есть острая необходимость воспользоваться, не привязывайте карточку и свой номер телефона. Вместо этого используйте VPN, наличные для оплаты и одноразовые или чужие номера.

Уходить

Если убежать на улице, это могут рассматривать как неповиновение законным требованиям сотрудников полиции. Статья 19.3 КоАП предполагает штраф или арест на срок до 15 суток. Но требования и действия сотрудников полиции по задержанию и доставлению в военкомат — незаконные. Не составляют никаких документов, ни протокола задержания, ни протокола доставления. Можно рассматривать это как похищение и незаконное лишение свободы. Скрыться — это способ себя защитить.

Если вы военкомате или на сборном пункте, вы не в тюрьме, а значит, если дверь учреждения открыта, можно выходить. Обжаловать попытку призыва и подать заявление на АГС надёжней из дома. Обжалование нужно, чтобы попробовать приостановить действие решения призывной комисии, а также чтобы на призывника не возбудили уголовное дело за уклонение от призыва, статья 328 УК. Привлекают к уголовной ответственности не часто, но это возможно. Подобной статьи УК в случае мобилизации нет.

Если человек покидает сборный пункт в день убытия в часть или команду по дороге в часть, его могут привлечь к ответственности за самовольное оставление места службы или дезертирство. Чтобы этого не случилось, нужно в течение 2 суток явиться в в военно-следственное управление и написать заявление о преступлении — том произволе, который произошёл с человеком.

Если в военкомате или на сборном пункте останутся вещи, доверенный человек сможет их забрать или заявить о краже.

«Меня отвели в зал заседаний призывной комиссии, там мне прочитали решение о том, что меня призывают на срочную службу. Потом меня вывели в другой кабинет, чтобы заполнить анкету, и пока сотрудница отошла в соседний кабинет, я быстро побежал вниз по лестнице с 4 на 1 этаж. Там я проскочил за каким-то мужчиной через двойную железную дверь около охранника. Охранник спрашивал, дали ли мне повестку, я сказал, что делал отсрочку. Потом я побежал от здания военкомата через дворы до метро и домой», — рассказывает студент, которого пытались лишить отсрочки и отправить в армию одним днем.

Быть на связи

Сообщать о происходящем близким, правозащитникам, СМИ. Вы не в тюрьме, а, значит, имеете право говорить по телефону с кем угодно и сколько угодно. На угрозы изъять телефон говорить громко в трубку: «Если связь со мной прервётся, значит, [ФИО, должность] препятствует телефонному общению, превышая свои полномочия».

Сейчас телефоны часто отбирают, но вы можете спрятать его вместе с блоками питания и не отдавать или отдать запасной телефон. Вас не имеют права обыскивать.

Если физически отберут телефон, можно требовать вызвать полицию.

Не просить, а требовать

Требовать бумагу и ручку. Требовать принять заявления. Требовать выдать протокол.

Сидеть в кабинете и не покидать его, повторяя требования. Не выполнять приказы, повторяя требования. Не вступать в переговоры, пока не выполнят требования: «Не согласен с решением о призыве. Хочу обжаловать его в суде. Требую замены военной службы на АГС. Прекратите меня удерживать».

Демонстрировать неподчинение

Если дверь закрыта, сидеть и никуда не ходить, настаивая на своём.

Не следовать командам. Делать наоборот: в ответ на «оставайтесь тут» переходите в другое место.

Не надевать форму. Если уже надел — придумать предлог, чтобы попасть к своей одежде, например, «забыл что-то важное в кармане», и переодеться. Если не получится забрать одежду, снять часть формы.

Если фотографируют, строить рожи.

Отказываться стричься, сдавать отпечатки пальцы. Отказываться проходить медосмотр.

Не расписываться нигде. Исключение — повестка для призывников на срочную службу. Отказ в её получении могут рассматривать как 328 УК, но обычно наказание — это штраф, а не срок. Повестку на другой день можно подписать. Если дают повестку на тот же день — написать в корешке «с повесткой не согласен, отказываюсь от прохождения данных мероприятий, так как требую повестку на другой день» или «не рассмотрено заявление на АГС, проигнорировано право на отсрочку, не согласен с признанием годным».

Если давят, можно вместо росписи написать свои требования. Например, в журнале ночёвки: «Ночевать здесь не согласен. Хочу обжаловать решение о призыве в суде. Отпустите домой».

Заходить в кабинеты без спроса.

Не нужно сообщать, что вы отказываетесь от чего-либо, потому что этим могут после шантажировать как материалом для уголовного дела. В ответ на вопросы об отказе повторяйте требования: прекратить удерживать, чтобы была возможность обжаловать призыв в суде.

Сопротивляться попыткам отправить вас дальше

Из военкомата — на сборный пункт, из сборного пункта — в воинскую часть. Сидите и не вставайте. Вцепитесь во что-нибудь, чтобы вас не смогли оттащить.

Лягте, свернувшись калачиком, и повторяйте: «Голова болит. Не согласен с решением о призыве. Хочу обжаловать его в суде». Вряд ли вас понесут в часть на руках, но исключать этого все равно не стоит.

Помогать другим

Солидарность даёт силы.

Не верить полиции, военкомату и командованию

Их цель — угрозами или хитростью отправить человека в армию.

На сборном пункте не нужно общаться с кем-либо кроме начальника, потому что только он принимает решение о том, чтобы выписать пропуск и выпустить. Могут приставлять «психологов», «прокурора» или других людей, чтобы те либо угрожали уголовным делом, либо задабривали и заманивали в армию, обещая хорошую часть. С ними не нужно вступать в беседы совсем, а запугивания или обещания со стороны командования — игнорировать.

Если собралась группа отказчиков, вам могут врать, что кто-то из группы уже отправился в армию.

Если угрожают уголовным преследованием

Помните, что защита своих прав не может рассматриваться как уклонение от призыва по статье 328 УК. За уклонение от призыва предусмотрена ответственность до 2 лет лишения свободы, но за все годы в тюрьму посадили только одного человека. От преследования можно будет защищаться, находясь дома на свободе. За преступление небольшой тяжести нельзя поместить в СИЗО.

Вас могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф за отказ от прохождения медицинского освидетельствования или другие нарушения воинского учёта. Штрафы можно обжаловать — например, на основе того, что военкомат не отправил повестку на медосвидетельствование заранее, а пытался провести его в один день с призывной комиссией. Также мы можем помочь собрать деньги на оплату штрафа.

Если угрожают бить

Применение насилия или угроза его применения со стороны сотрудников военкомата — это преступление. Пункт «а», часть 3 статьи 286 УК — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия или с угрозой его применения — наказывают лишением свободы на срок от трёх до десяти лет. Можно сообщить об этом сотрудникам военкомата.

Бить скорее всего не будут — они понимают, что рискуют свободой. Поэтому не нужно бояться.

Если будут бить

Сообщите родственникам, а им нужно будет обращаться с заявлением о преступлении в военно-следственный отдел. В Москве это 517 военно-следственный отдел.

Постарайтесь оказаться там, где есть камеры.

Документируйте любыми способами, что происходит. Видео, аудио, сразу после — заметки.

Заявление о преступлении

Если наденут наручники

Пытаться вынуть из них руки, чтобы остались следы.

Если предлагают «договориться»

Попытка «договориться» с кем-то из цепочки от полиции до начальника части может остановить сопротивление призывника и привести, в итоге, к отправке в армию, потому что соблюдение таких «договорённостей» невозможно ни гарантировать, ни отстаивать.

Если говорят «Суды ваши теперь не действуют»

Весной изменили закон о военной службе. Убрали автоматическую приостановку призыва, если человек обжалует решение призывной комиссии. Приостановление осталось, если обжаловать оба решения — районной комиссии и комиссии субъекта Если оспаривать отказ в АГС, решение тоже приостанавливается.

Военкоматы могут настаивать на обратном. Не верьте, что поправки лишили вас судебной защиты и вы обязаны подчиняться, несмотря на несогласие с нарушением ваших прав.

Противостоять агрессии

У всех, кто кричит или угрожает, — спрашивать и записывать должность и Ф.И.О., фиксировать обстоятельства. Сообщать эти детали во внешний мир и жаловаться в прокуратуру.

Стараться сохранить самообладание, успокоиться, почувствовать опору и уверенность.

Вызвать скорую

Если у вас разболелась голова или случился приступ хронического заболевания — вызывайте скорую. Если вас не пропускают к врачам «скорой», звоните в прокуратуру и жалуйтесь. Если вам предлагают обратиться к врачам военкомата, отвечайте, что они не лечат и не устанавливают диагнозы — это делают в медицинских учреждениях, а не в военкомате.

Скачайте этот текст в виде PDF-файла и отправьте всем, кому он может понадобиться.