Что может поменяться в Положении о ВВЭ и Расписании болезней¶
Больше года Мининстерство обороны готовит изменения, связанные с оценкой здоровья призывников, военнослужащих и тех, кто хочет заключить контракт. Они упростят призыв на срочную службу и вербовку на контракт и усложнят увольнение со службы. Однако на практике военкоматы давно игнорируют состояние здоровья. А людям в войсках — приходится добиваться лечения, ВВК, и даже иногда сопротивляться отправке на фронт уже после признания их негодности.
Текущая версия изменений — не финальная. Поэтому мы не будем разбирать всё по пунктам, а опишем основные тенденции и уже существующие ответные способы защищать свои права.
Что за законопроект¶
В конце 2023 года Минобороны опубликовало информацию о проекте изменений в «Положение о военно-врачебной экспертизе». Тогда во время общественных слушаний проект получил более 800 негативных откликов. 17 декабря 2024 года ведомство выдвинуло другой проект аналогичной направленности, а обсуждения прошли незаметно — и закончились 4 января 2025 года.
Проект предлагает изменения в Расписании болезней, в определении травм, полученных на фронте, в сроках заключений ВВК и способах их обжаловать. В пояснительной записке говорят, что в основе изменений — «опыт СВО», но проект касается и призыва на срочную службу.
Психиатрия¶
Основные изменения касаются психиатрических заболеваний у военнослужащих. Многие из них исключают из категории «Д», дающей право на увольнение. Речь идёт об эндогенных психозах, расстройствах личности, ПТСР — серьёзных заболеваниях, при которых человек может совершать непредсказуемые поступки. Такие заболевания приобретают многие участники боевых действий — и теперь им предлагают дальше продолжать воевать. А с людьми, которые старадают расстройствами поведения из-за употребления психоактивных веществ, теперь смогут заключить контракт.
К сожалению, мы знаем ситуации, когда и раньше комиссоваться со срочной службы в связи с обострениями психиатрических заболеваний не удавалось. Людям, которые не желали возвращаться или попадать на фронт, — приходилось уходить в СОЧ, потому что не удавалось добиться ВВК и увольнения по здоровью. А на контракт и вовсе часто набирают людей в состоянии аффекта: в стрессе, пьяными, под опиоидами.
Поправки по психиатрии продолжают тренд на дегуманизацию — отправить и оставить на контрактной службе «лишних людей». Заключённых, закредитованных, мигрантов, а теперь — и употребляющих ПАВ и имеющих психиатрические диагнозы.
Опасность для жизни¶
Часть изменений, которая касается призывников, позволит отправлять в армию людей, для которых физические нагрузки попросту опасны. Например, с гипертонической болезнью. Ослабляются и требования к здоровью по инфекционным заболеваниям — например, сифилису.
Военкоматы и ЕПП массово игнорируют непризывные диагнозы и без поправок. Мы описывали эту тенденцию весной и осенью 2024 года. О масштабах игнорирования состояния здоровья можно косвенно судить по увеличению количества исков в судах на решения ПК. К концу 2024 года их насчитали в Москве более 4 тысяч — в два раза больше, чем в прошлом году. Обычно большинство людей обжалует решения ПК именно по здоровью. Однако на КМО категорию не всегда пересматривали, люди часто попадали под облавы, и в итоге, чтобы себя защитить, кому-то приходилось просто прятаться.
Призыв человека с тяжёлым состоянием здоровья создаёт угрозу для жизни, иногда — сразу многих людей.
Сложнее обжаловать¶
Поправки снижают значимость заключения независимой ВВК, то есть оспаривать категории будет ещё сложней. Сейчас у человека есть право пойти в независимую ВВК, и если она скажет, что категория установлена неверно, человеку должны провести новое медосвидетельствование и обследования. Теперь же, если изменения вступят в силу, в случае расхождения выводов независимой ВВК и военных медиков, контрольное медицинское освидетельствование могут провести заочно по документам. А решение об этом будут принимать военные медики. Такой же порядок будет и при отмене решения вышестоящей военно-врачебной комиссией.
Что делать¶
Поскольку изменения в законе во многом «легализуют» практику нарушения прав, наши рекомендация похожи на прошлые.
Призывникам, у которых нет 100% уверенности в диагнозе, но есть убеждения против военной службы, стоит присмотреться к замене военной службы на альтернативную гражданскую. В том числе, если уже есть решение о призыве, с которым вы не согласны.
Военнослужащим, которые добиваются увольнения по здоровью и не собираются возвращаться на фронт, в какой-то момент, вероятно, придётся рассмотреть возможность СОЧ, чтобы себя защитить. Или отказываться исполнять приказ об отправке на фронт в части. В любом случае — основанием для увольнения может стать уже не здоровье, а реальный тюремный срок.
А родственникам людей, которые заключили контракт в аффекте, нужно срочно постараться вместе с самим завербованным отозвать заявление на контракт. Часто, если есть группа поддержки, всё получается.
При подготовке материала использовались публикации Движения сознательных отказчиков и Военных адвокатов.